Стандарты медицинской помощи

Стандарты медицинской помощи

Назначение Стандарта — указать модель пациента (описание «типового» случая), область и условия применения стандарта (диагнозы, амбулаторные или стационарные условия, длительность лечения и т. д.), способ лечения с указанием конкретных рекомендаций по использованию технических и медикаментозных средств. Стандарт предназначен для обязательного исполнения в системе здравоохранения.

Структура Стандарта медицинской помощи

Типовой стандарт может включать в себя следующие главы:

  • а) указание вида медицинской помощи (первичная медико-санитарная, специализированная, скорая), при котором используется Стандарт;
  • б) перечень диагностических медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления;
  • в) перечень лечебных медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления;
  • г) перечень используемых лекарственных средств с указанием разовых и курсовых доз;
  • д) перечень дорогостоящих изделий медицинского назначения (включая импланты, эндопротезы и т. д.);
  • е) перечень компонентов крови и препаратов с указанием количества и частоты их предоставления;
  • ж) перечень диетического (лечебного и профилактического) питания с указанием количества и частоты его предоставления.

Обычно Стандарт выполнен в виде таблицы с указанием кода услуги, ее наименования, частоты предоставления и количества. Например, в разделе “Инструментальные исследования: код A05.10.001, услуга «Регистрация электрокардиограммы», частота — 1, среднее количество — 3 [2] .

Применение Стандартов медицинской помощи

Открытых сведений о реальном применении Стандартов на момент подготовки данной статьи публикуется мало. Внедрение Стандартов упорядочивает предоставление лечебной помощи населению, способствует повышению прозрачности затрат на здравоохранение, повышает общий уровень медицинской помощи. Наличие Стандартов, как элементов закондательной базы в сфере медицинских услуг, имеет важное значение в определении прав, а также области ответственности пациентов и врачей.

Примечания

Стандарты

Утвержденные стандарты лечения и актуальные проекты стандартов доступны на новом сайте Министерства здравоохранения

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Стандарт медицинской помощи” в других словарях:

Стандарт медицинской помощи — Стандарт медицинской помощи: нормативный документ, определяющий упорядоченную последовательность лечебно диагностических и реабилитационных мероприятий с набором лечебно диагностических манипуляций с определением формализованной программы… … Официальная терминология

HL7 (медицинский стандарт) — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. HL7, Health Level 7 («Седьмой уровень») стандарт обмена, управления и интеграции электронной медицинской информации … Википедия

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ — Психотерапевтическая помощь в России в настоящее время осуществляется системой самостоятельных психотерапевтических учреждений и психотерапевтических подразделений (других учреждений) лечебно профилактической сети. Находящиеся на одной… … Психотерапевтическая энциклопедия

Ингибиторы протонного насоса — (синонимы: Ингибиторы протонной помпы, Ингибиторы протонового насоса, Ингибиторы протоновой помпы; часто употребляется аббревиатура ИПП, реже ИПН) лекарственные препараты, предназначенные для лечения кислотозависимых заболеваний… … Википедия

Ингибитор протонного насоса — Ингибиторы протонного насоса (синонимы: Ингибиторы протонной помпы, Ингибиторы протонового насоса, Ингибиторы протоновой помпы; часто употребляется аббревиатура ИПП, реже ИПН) лекарственные препараты, предназначенные для лечения кислотозависимых… … Википедия

Ингибитор протонной помпы — Ингибиторы протонного насоса (синонимы: Ингибиторы протонной помпы, Ингибиторы протонового насоса, Ингибиторы протоновой помпы; часто употребляется аббревиатура ИПП, реже ИПН) лекарственные препараты, предназначенные для лечения кислотозависимых… … Википедия

Ингибитор протонового насоса — Ингибиторы протонного насоса (синонимы: Ингибиторы протонной помпы, Ингибиторы протонового насоса, Ингибиторы протоновой помпы; часто употребляется аббревиатура ИПП, реже ИПН) лекарственные препараты, предназначенные для лечения кислотозависимых… … Википедия

Ингибитор протоновой помпы — Ингибиторы протонного насоса (синонимы: Ингибиторы протонной помпы, Ингибиторы протонового насоса, Ингибиторы протоновой помпы; часто употребляется аббревиатура ИПП, реже ИПН) лекарственные препараты, предназначенные для лечения кислотозависимых… … Википедия

Ингибиторы протонной помпы — Ингибиторы протонного насоса (синонимы: Ингибиторы протонной помпы, Ингибиторы протонового насоса, Ингибиторы протоновой помпы; часто употребляется аббревиатура ИПП, реже ИПН) лекарственные препараты, предназначенные для лечения кислотозависимых… … Википедия

Ингибиторы протонового насоса — Ингибиторы протонного насоса (синонимы: Ингибиторы протонной помпы, Ингибиторы протонового насоса, Ингибиторы протоновой помпы; часто употребляется аббревиатура ИПП, реже ИПН) лекарственные препараты, предназначенные для лечения кислотозависимых… … Википедия

Стандарты оказания медицинской помощи

Оказание медпомощи в любом отдельном случае — сложное уравнение. Каждый пациент уникален, у каждого своя история болезни. Тем не менее, в основе оказания медпомощи лежат процессы, которые могут и должны быть стандартизированы. Разумеется, с одобрения врачебного сообщества, которое потом и будет руководствоваться ими в своей деятельности.

Цель стандартов — описать типовые случаи, определить для них способ лечения, предоставить конкретные рекомендаций и установить, какие технические и медикаментозные средства нужно использовать.

Зарождение

В начале XIX века медицинская практика в Европе имела слабое научное обоснование. Она полагалась на древние знания, была совсем непохожа на сегодняшнюю и практически не регулировалась. Только к концу XIX века в законе стало укрепляться понятие о некачественной помощи. Это потребовало понимания того, что ей нужно для того, чтобы быть качественной.

Так появилась необходимость создать общепринятые стандарты, которые смогли бы оценить медпомощь.

В России работа над подготовкой и внедрением стандартов в здравоохранении началась в 1992 году с приказа Минздрава РФ № 277 «О создании системы медицинских стандартов (нормативов) по оказанию медицинской помощи населению Российской Федерации». Они учитывали международный опыт, рекомендации экспертов и национальные особенности.

Стандарты оказания медицинской помощи делятся на три типа.

  1. Первичная медико-санитарная.
  2. Специализированная.
  3. Скорая.

Изучить все актуальные стандарты оказания медицинской помощи и алгоритмы действий врача вы можете на сайте Министерства здравоохранения , либо на других ресурсах в интернете.

Для эффективного использования этих стандартов в практике рекомендуется использовать базы данных, которые упростят работу пользователей. Эти БД должны обеспечивать полную реализацию тех возможностей, которые заложены в стандарты и клинические рекомендации.

Правила применения стандартов

  1. Минздрав допускает превышение показателей, которые указаны в стандарте, если это необходимо в конкретном случае.
  2. Дублировать одинаковые услуги нельзя, если пациент лечится по нескольким стандартам одновременно.
  3. Для того, чтобы использовать лекарства или оказывать услуги, которые отсутствуют в стандарте, требуются специальные показания.
  4. Если нужно провести лабораторные анализы или исследования, которые не включены в стандарт, это допустимо делать, если есть соответствующие показания.

Если речь идёт о платных медицинских услугах, то пациент должен быть проинформирован о применении стандартов оказания медицинской помощи.

Зачем нужны стандарты

Для организаций, которые оказывают бесплатную медицинскую помощь, стандарты обязательны. Но они имеют практическую пользу и для других сотрудников и учреждений, таких как :

  • руководител и государственных органов;
  • главны е врач и ;
  • страховы е компани и ;
  • фонды ОМС.

Для чего необходимы стандарты :

  • разработать государственные программы, в которых содержатся условия оказания бесплатных медицинских услуг гражданам ;
  • определить лицензионные требования;
  • сформировать тарифы на медицинские услуги и размеры страховых взносов, в зависимости от частоты их оказания.

Конкретно для медучреждения они нужны для того, чтобы:

  • оценить и улучшить качество медицинских услуг, которые оно оказывает и выявить недостатки в работе;
  • определить, какой тип помощи нужно предложить в каждом случае;
  • улучшить условия работы;
  • выявить наилучшие методы лечения, чтобы повысить эффективность работы и улучшить репутацию.

Польза для граждан:

  • понимание того, какое качество медицинских услуг ожидать от учреждения;
  • основание для обратной связи;
  • уверенность в безопасности и надёжности получаемой медицинской помощи, благодаря тому, что она стандартизирована на законодательном уровне.

Комментарий Министра здравоохранения Российской Федерации Вероники Скворцовой

Разработанная в 2010 году модель стандартов представляет собой усредненный для каждого заболевания «прейскурант» на диагностику и лечение с обозначением средней востребованности в той или иной медицинской услуге, в том или ином лекарстве или изделии, — передаёт её слова «Российская Газета» . — Так, если в стандарте около услуги, лекарства или изделия стоит коэффициент востребованности 0,7, это означает, что этот компонент лечения применяется у 70 % больных, страдающих данным заболеванием. Стандарт не предназначен для использования врачом для принятия каких-либо решений по лечению конкретного больного. Индивидуальные особенности течения заболевания, разные схемы и тактики лечения он не учитывает. Их возможность лишь подразумевается по вариабельности потребностей в отдельных компонентах лечения. Мы никогда не сможем оценить по стандарту качество медицинской помощи, оказанной конкретному больному. Ведь, по стандарту невозможно сказать, относился больной к 30 или 70 % (как в нашем примере), то есть требовал он или нет конкретного компонента лечения. Кроме того, при наличии у больного сопутствующих заболеваний или присоединении в ходе болезни осложнений стандарт становится просто недостаточным и требует дополнений.

Читайте также:  Опоясывающий лишай причины возникновения и лечение высыпаний

Министр добавила, что развиваться система стандартов будет в направлении объединения ряда близких заболеваний в одну клинико-статистическую группу для уточнения характера медпомощи и структуры тарифа на её оказание.

Организационные проблемы

Те стандарты оказания медицинской помощи, которые были разработаны в 2012 — 2014 годах, были утверждены Минюстом, но опубликованы с нарушениями установленных сроков. Старые стандарты отменены не были, при этом все они не утверждены в Минюсте. Получилось так, что некоторые стандарты не являются легитимными и не влекут никаких правовых последствий.

Это вытекает в юридические проблемы. Можно считать показательным решение Верховного суда в 2014 году, которое признало приказ Минздрава «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинозависимым сахарным диабетом» недействующим, потому что этот стандарт не был зарегистрирован в Минюсте и не был опубликован должным образом.

Министерство здравоохранения подало апелляцию, ссылаясь на то, что приказ не является нормативно-правовым актом. Эта жалоба не был удовлетворена.

Это — наглядный пример того, что стандартам оказания медицинской помощи нужен чёткий и определённый статус.

Медицинские проблемы

Стандарты существуют не для всех нозологических групп и подгрупп заболеваний. Они рассчитаны на усреднённого пациента и применимы только к ограниченному числу «моделей пациентов». Это не позволяет планировать и оказывать медпомощь необходимого качества.

Например, стандарты оказания медицинской помощи детям для многих нозологий отсутствуют, а часто они объединены в один — для взрослых и детей. Это не может не сказываться на качестве лечения, потому что ограничивает врача в выборе подхода и подборе лекарственных препаратов.

Пример — стандартом лечения детей при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки (приказ Минздрава № 638н от 7.11.2012) предусматривает назначение масла семян тыквы обыкновенной с частотой 0,8. А в инструкции препарата написано, что он противопоказан детям до 12 лет и при язве.

В стандарты оказания медицинской помощи детям включены и другие препараты, которые им противопоказаны.

Заключение

Стандарты оказания медицинской помощи в 2019 году продолжают дополняться. Один из последних — приказ Минздрава от 2 апреля 2019 года № 190н, который предоставляет алгоритм действий, которые необходимо оказать при старческой астении.

Стандарты повышают эффективность, безопасность и доступность лечения. Несмотря на некоторые нерешённые вопросы, очевиден существенный прогресс с момента их внедрения в 90-х годах. Конечно, систему стандартов можно сделать ещё лучше. Для этого ей нужны разработанные и утверждённые методы и процедуры составления стандартов. В идеале — так чтобы в этом процессе участвовали независимые эксперты.

Стандарты медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи

Стандарт– это совокупность медицинских услуг, лекартсвенных препаратов, изделий, компонентов (крови), диетическое лечебное питание.

Порядок – это совокупность мерориятий организационного характера, направленных на своевременное оказание гражданам медицинской помощи надлежащего качества и в полном объеме.

Назначение Стандарта — указать модель пациента (описание «типового» случая), область и условия применения стандарта (диагнозы, амбулаторные или стационарные условия, длительность лечения и т. д.), способ лечения с указанием конкретных рекомендаций по использованию технических и медикаментозных средств. Стандарт предназначен для обязательного исполнения в системе здравоохранения.

Типовой стандарт может включать в себя следующие главы:

а) указание вида медицинской помощи (первичная медико-санитарная, специализированная, скорая), при котором используется Стандарт;

б) перечень диагностических медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления;

в) перечень лечебных медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления;

г) перечень используемых лекарственных средств с указанием разовых и курсовых доз;

д) перечень дорогостоящих изделий медицинского назначения (включая импланты, эндопротезы и т. д.);

е) перечень компонентов крови и препаратов с указанием количества и частоты их предоставления;

ж) перечень диетического (лечебного и профилактического) питания с указанием количества и частоты его предоставления.

Стандарт медицинской помощи – нормативный документ, определяющий требования к выполнению медицинской помощи больному при определенном заболевании, с определенным синдромом или при определенной клинической ситуации.

Цель разработки стандартов – нормативное обеспечение системы управления качеством медицинской помощи. Стандарты разрабатываются для решения следующих задач: – выбор оптимальных технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации для конкретного больного; – защита прав пациента и врача при разрешении спорных и конфликтных вопросов. – проведение экспертизы и оценки качества медицинской помощи больным с определенным заболеванием, синдромом или в определенной клинической ситуации, и планирования мероприятий по его совершенствованию; – планирование объемов медицинской помощи; – расчет необходимых затрат на оказание медицинской помощи; – обоснование программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению; 1.2. Технология разработки и применения стандартов формируется с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта по формированию национальных стандартов – протоколов ведения больных (далее по тексту протоколы), стандартов медицинской помощи Минздравсоцразвития России, клинических рекомендаций (руководств), научных публикаций и действующих нормативных документов, определяющих принципы управления качеством медицинской помощи. 1.3. Национальные стандарты – протоколы ведения больных и стандарты медицинской помощи Минздравсоцразвития России являются основанием для создания стандартов субъекта Федерации / медицинской организации. Национальные стандарты – протоколы ведения больных – и стандарты медицинской помощи Минздравсоцразвития России определяют общие требования к процессу оказания медицинской помощи больному с определенным заболеванием (синдромом, клинической ситуацией) на всех этапах (диагностика, лечение, реабилитация и профилактика) и для всех условий (санаторно- курортные, амбулаторно-поликлинические, стационарные, включая специализированную и высокотехнологичную помощь, условия скорой медицинской помощи). Национальные стандарты – протоколы ведения больных – и стандарты медицинской помощи Минздравсоцразвития России направлены на обеспечение целостности лечебно- диагностического процесса, преемственности и взаимосвязи в оказании медицинской помощи в различных медицинских организациях и не учитывают конкретные особенности отдельных субъектов Федерации и медицинских организаций (материально-технические условия, сложившиеся организационно-технологические подходы к оказанию2 медицинской помощи и др.), которые определяют пути реализации установленных требований. 1.4. На основании протоколов ведения больных и стандартов Минздравсоцразвития России в субъектах Федерации разрабатываются клинико-экономические стандарты, и далее – на основании клинико-экономических стандартов разрабатываются стандарты медицинской организации. Таким образом, формируется 3-уровневая система нормативных документов (национальный / федеральный, региональный уровни и уровень медицинской организации), регулирующих объемы и качество оказания медицинской помощи. 1.5. Для обеспечения выполнения установленных требований в клинико- экономических стандартах субъекта Федерации и стандартах медицинских организаций должны содержаться стандартные операционные процедуры (СОПы) – документально оформленные инструкции по выполнению рабочих процедур, обеспечивающих выполнение требований стандарта (оказание предусмотренных стандартом медицинских услуг, назначение лекарственных средств, обеспечение преемственности и этапности в оказании медицинской помощи; управление качеством медицинской помощи с использованием стандарта). 1.6. Субъект Федерации и медицинская организация могут инициировать разработку собственных стандартов по теме, по которой национальные / федеральные нормативные документы отсутствует. При этом соблюдаются изложенные в настоящем документе принципы и порядок разработки стандартов медицинской помощи.

2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ УРОВНЯ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Разработка клинико-экономических стандартов субъекта Федерации и стандартов медицинских организаций включает: формирование рабочей группы, разработку регламента деятельности рабочей группы, формирование текста (требований, содержательной части), внедрение стандарта и оценку эффективности его применения по установленным для каждого стандарта индикаторам качества. Деятельность рабочих групп по разным направлениям координирует экспертный орган, занимающийся вопросами стандартизации, соответствующего уровня.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1033 ;

Порядок разработки стандартов медицинской помощи

Приказом Минздрава РФ от 08.02.2018 г. № 53 утвержден порядок разработки стандартов медицинской помощи (далее – Приказ).

В силу Приказ вступает 16.06.2018 г.

Определение стандарта медицинской помощи.

Согласно п.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Содержание стандарта медицинской помощи.

В соответствии с п.4 ст. 37 ФЗ № 323-ФЗ стандарт медицинской помощи разрабатывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

1) медицинских услуг;

2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

Читайте также:  Плоские бородавки лечение в домашних условиях

3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

4) компонентов крови;

5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

Структура стандарта медицинской помощи.

В соответствии с Приказом стандарт оказания медицинской помощи состоит из паспортной и основной частей.

Паспортная часть стандарта медицинской помощи включает в себя следующий сведения:

1) возрастную категорию пациента;

3) вид медицинской помощи;

4) условия оказания медицинской помощи;

5) форму оказания медицинской помощи;

6) фазу течения заболевания (состояния);

7) стадию и (или) степень тяжести заболевания (состояния);

8) осложнение (при наличии);

9) среднюю продолжительность лечения законченного случая (количество дней);

10) нозологические единицы с указанием кода в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем.

Основная часть стандарта медицинской помощи включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

1) медицинских услуг;

2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов для медицинского применения (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

4) компонентов крови;

5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

Порядок разработки стандартов.

Предложения по разработке проекта стандарта медицинской помощи в Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее – Министерство) представляются:

а) главными внештатными специалистами Министерства;

б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья;

в) Федеральным фондом обязательного медицинского страхования;

г) департаментами Министерства.

Предложения по разработке проекта стандарта медицинской помощи направляются на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, и включают в себя следующую информацию:

а) наименование заболевания (состояния), включая стадию и (или) степень тяжести заболевания с перечислением осложнений (при наличии) с указанием кода в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем;

б) возрастную категорию пациента;

в) условия и форму оказания медицинской помощи;

г) рекомендуемые к включению медицинские услуги, лекарственные препараты;

д) рекомендуемые к включению медицинские изделия, имплантируемые в организм человека, компоненты крови, виды лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

е) иное, исходя из особенностей заболевания (состояния).

Включение в проект стандарта медицинской помощи медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания, осуществляется с учетом наличия их в клинических рекомендациях (протоколах лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

Организационное и методическое обеспечение.

Организационное и методическое обеспечение разработки стандартов медицинской помощи осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Министерства, в соответствии с уставом федерального государственного бюджетного учреждения.

В рамках организационного и методического обеспечения разработки стандартов медицинской помощи осуществляется:

1) размещение проектов стандартов медицинской помощи в информационной системе;

2) медико-экономическая оценка стандартов медицинской помощи;

3) экспертиза стандартов медицинской помощи в части:

а) соответствия медицинских услуг номенклатуре медицинских услуг, а также корректности усредненных показателей частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг;

б) наличия государственной регистрации лекарственных препаратов на основании сведений, содержащихся в государственном реестре лекарственных средств;

в) соответствия указания фармакотерапевтической группы анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

г) соответствия средних доз лекарственных препаратов инструкции по применению лекарственного препарата и клиническим рекомендациям (протоколам лечения) по вопросам оказания медицинской помощи (далее – клинические рекомендации) и корректности усредненных показателей частоты предоставления лекарственных препаратов;

д) соответствия медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, утвержденному Перечню медицинских изделий;

е) соответствия средних доз компонентов крови клиническим рекомендациям и корректности усредненного показателя частоты предоставления компонентов крови;

ж) наличия государственной регистрации специализированных продуктов лечебного питания.

Оценка проекта стандарта.

В рамках установленной компетенции департаментами Министерства осуществляется оценка проекта стандарта медицинской помощи:

1) Департаментом лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий, Департаментом государственного регулирования обращения лекарственных средств в течение 15 дней с даты размещения проекта стандарта медицинской помощи в информационной системе на предмет:

а) наличия государственной регистрации лекарственного препарата на основании сведений, содержащихся в государственном реестре лекарственных средств;

б) соответствия указания фармакотерапевтической группы анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

в) соответствия средних доз лекарственных препаратов инструкции по применению лекарственного препарата и клиническим рекомендациям и корректности усредненных показателей частоты предоставления лекарственных препаратов;

г) соответствия медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, утвержденному Перечню медицинских изделий;

2) Департаментом организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела, Департаментом медицинской помощи детям и службы родовспоможения, Департаментом организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности в течение 15 дней с даты окончания проведения оценки проекта стандарта медицинской помощи, предусмотренной подпунктом 1 настоящего пункта, на предмет:

а) соответствия медицинских услуг номенклатуре медицинских услуг, а также корректности усредненных показателей частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг;

б) соответствия средних доз компонентов крови клиническим рекомендациям и корректности усредненного показателя частоты предоставления компонентов крови;

в) наличия государственной регистрации специализированных продуктов лечебного питания.

После завершения проведения оценки проекта стандарта медицинской помощи в информационной системе ответственный департамент подготавливает с соблюдением установленных процедур проект нормативного правового акта об утверждении стандарта медицинской помощи и формирует пакет документов, необходимых для его издания.

Лариса Зверева

24 Июль 2013 · · 45 274 Просмотров

Нас должны лечить по стандартам. О том, что медицинская помощь оказывается на основе стандартов лечения, указано в статье 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.

«Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии».

Стандарт медицинской помощи — это документ, на основе которого будет рассчитываться усредненная стоимость оказания медпомощи, и он определяет совокупность различных медицинских услуг и лекарств, которые должны применяться в той или иной ситуации.

Стандарт содержит перечень диагностических и лечебных медицинских услуг с усредненными показателями частоты предоставления и кратности применения; перечень используемых лекарственных средств с указанием разовых и курсовых доз; перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека; перечень компонентов крови и препаратов с указанием количества и частоты их предоставления; перечень видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания и т.д., в зависимости от особенностей заболевания (состояния).

В 2012 году Минсоцздравразвития РФ взамен старых приняло новые стандарты оказания медицинской помощи по определенным заболеваниям, часть которых вступила в силу в 2013 году.

Кто-то говорит, что стандарты не обязательны для врачей, кто-то, что обязательны, что они не обеспечены финансированием, поэтому трудно выполнимы.

«Как заявила глава Минздрава Вероника Скворцова, полностью покрыть стоимость обеспечения выполнения стандартов планируется к 2015 году. При этом, по словам министра, в 2012 году на их финансирование российское здравоохранение располагало лишь 680 млрд рублей из необходимых полутора триллионов. Путем нехитрой арифметики получается, что государство обязано за два года изыскать еще более 800 млрд рублей. Пока неясно, откуда возьмутся эти средства, особенно в свете жесткой позиции Минфина, который ратует за бюджетный сценарий финансирования здравоохранения, предполагающий постепенное снижение расходов на медицину. По замыслу финансового ведомства, в 2015 году они должны составить 2,48 трлн рублей (3% ВВП), а к 2020 году – 3,4 трлн рублей (2,5% ВВП). Правда, существует еще и модернизационный сценарий, предложенный Минздравом. Он предполагает к 2020 году тратить на медицину 4,7% ВВП, но вряд ли он будет принят из-за своей затратности. В любом случае, цифры порядка 3-4% – нонсенс для любой развитой страны. Норвегия, например, тратит на медицину 10,3% ВВП, а Босния – 9,5%. Как говорится, почувствуйте разницу. Сама Скворцова связывает основные надежды с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФФОМС). По ее словам, за счет увеличившихся страховых взносов в фонде появился резерв. Например, именно из него финансируется реформа по материально-технической модернизации медучреждений.

Читайте также:  Лечение псориаза содой — способы применения и отзывы

При этом, по данным Центра развития, доля непосредственно федеральных расходов на здравоохранение в проекте бюджета на 2013-2015 годы снижена вдвое – с 0,91% ВВП в 2012 году до 0,46-0,44% ВВП в 2015 году. Это ставит под сомнение возможности государства изыскать дополнительные резервы для финансирования взятых на себя обязательств.

Скворцова призналась, что нередки случаи, когда больницы взимают с граждан деньги за формально бесплатные услуги и списывают это на крайнюю недофинансированность отрасли. Впрочем, вместе с этим глава Минздрава уверяет, что к 2015 году все проблемы будут решены.

Да и с самими стандартами дело обстоит не так-то просто. Они будут строго обязательны только при оказании медицинской помощи в рамках государственных гарантий. Как заявила в интервью «Радио России» директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович, выполнение стандартов в отношении одного человека невозможно, потому что это – величина статистическая. В то же время стандарт становится именно той гранью, которая отделяет платную медицину от бесплатной. «Мало того, что пациент должен понимать, что такое стандарт, он еще должен требовать выполнения этого стандарта. А врач каким-то образом должен этот стандарт оказать. Но у врача нет денег на него. И опять подобные недоговоренности, полунамеки приводят к тому, что из-за отсутствия четкости в федеральном законодательстве начинаются уже выдумки на уровне регионов», – подвела итог Попович.

Таким образом, как пишет «Российская газета», ссылаясь на мнения экспертов, врачам придется либо экономить на зарплате, но соблюдать стандарты, либо лечить не «по стандарту», а по средствам, и отвечать за это перед прокуратурой.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что государству придется отложить сроки окончательного внедрения медицинских стандартов. По мнению консультанта «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернэшнл» Ирины Воробьевой, которое она высказала в интервью «Независимой газете», учитывая перенос полного внедрения новой системы с 2013 до 2015 года, это уже и происходит.

Как считает эксперт компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский, государству придется вдвое сократить сам объем помощи в рамках новых стандартов либо в эти же два раза повысить плату за медицинские услуги. Причем это повышение возможно как через прямой пересмотр цен на услуги, так и через увеличение налогов.

В любом случае перед государством стоит непростая задача: либо довести к 2015 году финансирование здравоохранения до обозначенных им же самим цифр, либо признать провал попытки создания в России системы качественной бесплатной медицинской помощи.

Но несмотря на это, все же право на получение лечения на основе стандартов закреплено в Законе, в связи с чем пациент вправе рассчитывать на бесплатное лечение лекарственными препаратами, указанными в стандарте по его заболеванию в условиях стационара, амбулаторно в рамках стандарта, получать указанную в стандарте бесплатную диагностику.

Более подробно о стандартах для пациента читайте в разделе Правовая поддержка:

Соотношение стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций

В настоящее время в большинстве стран мира действуют стандарты медицинской помощи, а также клинические рекомендации. Россия в этом плане не исключение. Стандарты медицинской помощи – это требования к оказанию медицинской помощи медицинскими организациями применительно к определенным видам медицинской помощи и к конкретным болезням. По сути, стандарты задают рамки, внутри которых врач принимает решение о том или ином действии по отношению к больному. Клинические рекомендации (протоколы лечения) разрабатываются с целью помочь врачам в принятии медицинских решений в определенных клинических ситуациях. В данной статье будут рассмотрены основные отличия стандартов медицинской помощи от клинических рекомендаций.

Стандарты медицинской помощи

Стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным органом, а именно Министерством здравоохранения РФ. Стандарты разрабатываются в соответствии с номенклатурой медицинских услуг (ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). Порядок разработки стандартов медицинской помощи законодательно нигде не закреплен. В документе должны иметься следующие сведения об усредненных показателях частоты предоставления и кратности применения :

1) медицинских услуг;

2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственные препараты (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

4) компонентов крови;

5) видов лечебного питания;

6) иное, исходя из особенностей заболевания (состояния).

Данный перечень закреплен в ч. 4 ст. 37 указанного закона. Особенностью применения стандартов медицинской помощи является то, что назначение и применение не входящих в соответствующий стандарт препаратов или изделий допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

В настоящее время существуют различные медицинские стандарты, например: Стандарт первичной медико-санитарной помощи при приостановившемся кариесе и кариесе эмали; Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям при острых кишечных инфекциях и пищевых отравлениях легкой степени тяжести; Стандарт первичной медико-санитарной помощи при кандидозе кожи и ногтей и многие другие.

Главный вопрос в том, действительно ли стандарты соблюдается всеми российскими медицинскими учреждениями? Как свидетельствует практика, ответ на этот вопрос отрицательный. В каждом 12-м случае оказания медицинской помощи неисполнение действующих стандартов приводит к негативным экономическим последствиям или неблагоприятным последствиям для жизни и здоровья больного 1 . Это происходит, потому что для некоторых медицинских организаций выполнять стандарты в полном объеме в принципе невозможно в силу отсутствия на это финансовых средств. Также, необходимо отметить, что стандарты на сегодняшний день не охватывают все этапы оказания медицинской помощи, так как многие из них были созданы много лет назад.

Клинические рекомендации

Клинические рекомендации (протоколы лечения) утверждаются и разрабатываются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями (ч. 2 ст. 76 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). В настоящее время таких организаций достаточно много, к примеру, Межрегиональная общественна организация «Ассоциация врачей-офтальмологов», Общероссийская общественная организация «Российское трансплантологическое общество».

Клинические рекомендации снижают число врачебных ошибок; экономят время врача; помогают назначить эффективное вмешательство и избежать необоснованное вмешательство. Они разрабатываются на принципах доказательной медицины; четко регламентируют назначение диагностических и лечебных вмешательств.

Порядок разработки клинических рекомендаций отсутствует. В данный момент разрабатывается проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан», который, однако, пока так и не был внесен в Государственную Думу.

В проекте предлагается направлять клинические рекомендации на рассмотрение научного совета уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Одобренные клинические рекомендации (протоколы лечения) должны приниматься на съездах, конференциях медицинских профессиональных некоммерческих организаций. Также они представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для размещения на официальном сайте органа в сети «Интернет».

Конкретных требований к содержанию клинических рекомендаций нет. Примером содержания могут послужить федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи детям с острой респираторной вирусной инфекцией (острый назофарингит):

  1. код мкб-10;
  2. эпидемиология;
  3. этиология;
  4. патогенез;
  5. классификация;
  6. клиническая картина;
  7. осложнения;
  8. диагностическое обследование;
  9. примеры диагнозов;
  10. лечение (в этом разделе есть указания на особенности лечения, в том числе указание на АТХ классификацию лекарственных средств и МНН);
  11. ведение детей;
  12. профилактика;
  13. исходы и прогноз.

Отсутствие требования об утверждении клинических рекомендаций уполномоченным на то органом, а также достаточно большой объем клинических рекомендаций являются важными недостатками данных документов.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что стандарты медицинской помощи являются нормативно-правовыми актами и в силу этого обязательны для применения. Включение соответствующего МНН в стандарт медицинской помощи означает возможность назначать лекарственное средство без усложненных процедур.

Клинические рекомендации являются документом рекомендательного характера и необязательны к применению. Однако по сути являются примером мягкого права. Как стандарты, так и рекомендации имеют главный недостаток – отсутствие прозрачных процедур их принятия, законодательно закрепленных. Также применение стандартов и клинических рекомендаций затрудняет проблемы в финансировании медицинских организаций.

[1] Рыжаков А.Д., Березников А.В., Леонтьева В.Г., Промин М.Е., Шкитин С.О., Онуфрийчук Ю.О. Управление качеством медицинской помощи на региональном уровне: применение результатов тематических плановых экспертиз качества // Вестник Росздравнадзора. 2015. N 2. С. 61 – 62.

Мария Никитина, младший юрист Юридической фирмы « BRACE »

Добавить комментарий